Механическая коробка передач

 Особенности двигателей внутреннего сгорания таковы, что необходимую рабочую мощность они способны развивать лишь в небольшом диапазоне оборотов. Поэтому, для того чтобы изменять крутящий момент, не ограничиваясь лишь одними возможностями двигателя, необходим специальный механизм. 

 
Идея создания такого устройства принадлежит инженеру-конструктору Карлу Бенцу, получившему в 1886 году патент на автомобиль. Спустя два года, Берта, жена Карла Бенца, вместе со своими сыновьями втайне от мужа отправилась на первом в мире автомобиле в авантюрное 80-километровое путешествие к своей матери. Этот отрезок пути ей доставил множество хлопот, связанных с несовершенством новой конструкции. Но, помимо быстро изнашивающихся кожаных тормозных механизмов и постоянных покупок топлива, которым на то время являлось средство от выведения пятен – лигроин, из-за нехватки мощности 0,8-сильного двигателя Берте и ее пассажирам приходилось толкать автомобиль под горку самостоятельно. После такой поездки своей супруги Карл Бенц и решил установить на автомобиль дополнительную передачу.
 
Разумеется, первое устройство конструктивно было очень примитивным по нынешним меркам. Состояло оно из двух шкивов разного диаметра, расположенных на ведущей оси, которые соединялись с валом двигателя при помощи ремня. В зависимости от условий движения, ремень при помощи рычагов переставлялся с одного шкива на другой. Таким образом, простой механизм позволял изменять крутящий момент на ведущих колесах. В случае, когда шкив, расположенный на валу мотора, вращал шкив колесной оси большего диаметра, крутящий момент усиливался. Такое соединение использовалось для того, чтобы тронуться с места. В случае, когда диаметр шкива на валу двигателя был больше, чем на оси, угловая скорость колес возрастала, а усилие двигателя при этом становилось меньше. Позже ремень заменили более выносливой цепью, а шкивы звездочками. Такой механизм успешно продолжает существовать и по сей день, встретить его можно на велосипедах.
 

Автоматическая коробка передач

Желание комфорта породило множество вещей, упрощающих жизнь человеку, одной из которых, в автомобилестроении, является автоматическая коробка пере-ключения передач.

Несмотря на столь сложный механизм и популярность такого типа коробки в последнее время, устанавливать на  автомобилях их начали еще в 1928 году, на городских автобусах шведской фирмы "Лисхольм-Смит", а первым серийным легковым автомобилем, оборудованным автоматической трансмиссией, стал в 1947 году Buick Roadmaster. В основу такой трансмиссии легло изобретение немецкого профессора Феттингера, который в 1903 году, запатентовал первый гидротрансформатор.

Отличается автоматическая транс-миссия от механической отсутствием сцепления, роль которого играет гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке  передач, которая также имеет принципиально иной способ переключения передач, чем в "механике".

Состоит гидротрансформатор из центробежного насоса и центростремительной турбины, между которыми находится направляющий аппарат (реактор). Все они расположены на одной оси и в одном корпусе с рабочей гидравлической жидкостью.



Rambler's Top100