Mazda – компания, история которой началась ни много, ни мало – с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева и занималась компания, основанная Джуджиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920 году. Мацуда, родившийся в 1875 году двенадцатым сыном рыбака в префектуре Хиросима, в 20 лет открыл собственную кузню, но вскоре она закрылась из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл кузню и даже получил патент на насос для закачки воздуха, но уже через несколько лет компания снова закрылась. 1920  - после еще нескольких попыток открыть свое дело Мацуда вместе с группой инвесторов скупил разорившуюся компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся пробковым деревом. Ее переименовали в Toyo Cork Kogyo и в следующем году Мацуда стал ее президентом. Компания на тот момент никакого отношения к автомобилям не имела и выпускала вышеупомянутые стройматериалы из пробки. Это занятие позволило заложить финансовый фундамент для дальнейшей деятельности. 

1927 -  из названия компании выпало слово “cork” – пробка, и компания стала носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было следствием перехода к промышленному производству. 
Первый шаг компании - выпуск Mazda-Go

1929 -  компания перешла к производству станков. 
1930 - один из выпущенных компанией мотоциклов даже  уже выигрывает гонку.

Трехколесные грузовички Mazda.
 
1931-  компания начала выпускать автомобили в чисто японском стиле – трехколесные грузовички двигателями объемом 500 куб.см. В качестве торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda – имя зороастрийского верховного бога света, которое к тому же было очень близко по звучанию к имени основателя компании – Мацуда. 
1932 -  начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До того, как началась Вторая мировая война, компания создала несколько концептов легковых автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел.
 
Логотип компании, похожий на эмблему города Хиросимы, был зарегистрирован в 1936г. Этот фирменный знак компании, не однократно менялся. В 1959 и в 1991 году.

Эволюция логотипа компании.

После войны и атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo Kogyo, к счастью, был разрушен лишь меньше чем наполовину.
1950 - компания начала выпускать трехколесные грузовики с двигателем 1157 куб.см Type CT, компактные пожарные машины и обычные грузовики.
1952 - умер Джуджиро Мацуда; за год до этого президентом компании стал его сын Тенуджи. 
1960 год- компания начала выпускать легковые автомобили только, когда уже начался рост благосостояния рядовых японцев. Первой моделью стала R360 – 2-дверная городская машина, оснащенная 2-цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см. Было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля. 
Первая легковая модель Mazda — маленький городской автомобильчик R360.
 
 
1961 год - официальное началое этого сотрудничества, когда соглашение получило одобрение японского правительства. В том же году вышел компактный пикап Mazda Proceed (B-series 1500).
1962 год-  ряд увеличился – появилась Carol, модель в двух вариантах: 2-дверная Carol-360 и 4-дверный седан Carol-600. Своим дизайном Carol, как и многие ранние японские автомобили, повторяла модель Ford Anglia. 
1963 год -  общее количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона, и в Токио был показан первый произведенный компанией роторный двигатель. 
1964 год -  началась история модели Familia – было представлено ее первое поколение. Модель Mazda 800cc Station Wagon начинает импортироваться в Новую Зеландию. 
Седан Mazda Familia был представлен в 1964 и получил 800-кубовый двигатель.

 
1965 год - начинается техническое сотрудничество с английской компанией Perkins Services N.V. в области дизельных двигателей. 
1967 год-  дебют модели Cosmo Sports (110S) – первая модель Mazda с роторным двигателем. В том же году начался полномасштабный экспорт на европейский рынок. 
Mazda Cosmo Sport/110S открыл эру автомобилей с роторно-поршневыми двигаетелями.

 
В следующие годы началось производство одной модели с роторным двигателем за другой: 
1968 год – Familia Rotary Coupe (R100), 1969 – R100 Rotary SS Sedan, 1970 – Capella RX-2. К 1970 году было произведено 100 000 автомобилей с роторным двигателем. 
1969 год- Mazda впервые вступила в сотрудничество с Ford – в области совместного производства автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии
 1970 год -  экспорт автомобилей в США.
1970-е годы открылись еще одной моделью с ротором – Savanna (RX-3), выпущенной в 1971 году. В следующем, 1972 году, вышла Luce (RX-4). Компания преодолела рубеж в 5 миллионов произведенных автомобилей, а в 1973 экспорт достиг 1 миллиона автомобилей. Автомобили с роторным двигателем продавались достаточно успешно.
Mazda Savanna/RX-3 участвовала в ралли и стала самой быстрой моделью фирмы на то время.

 
1974 год -  нефтяной кризис,который нанес порядочный ущерб – роторы потребляли больше топлива и масла, чем другие двигатели. 
1978 год -  модель Savanna RX-7 ;миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем. 
Роторный монстр Mazda Savanna / RX-7.

 
1979 год - Ford Motor приобрел 25% акций Toyo Kogyo.
В1980 год - Mazda Familia стала автомобилем года в Японии. Автомобильная марка Mazda в это время уже заняла твердые позиции на мировом рынке. 
1981 год - в США и Европе открылись представительства
Mazda MX-5/Miata стала одним из самых популярных родстеров в мире благодаря малой цене.
 
1982 год - автомобилем года в Японии стала Capella. 
Обладательница многих престижных автомобильных наград по всему свету — Mazda Capella / 626.

 
1983 год - Mazda вступает в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% ее активов. 
1984 год -  компанию переименовали в Mazda Motor Corporation.
1986 год -  журнал Motor Trend назвал Savanna RX-7 импортным автомобилем года; тогда же эта модель установила национальный рекорд скорости в Бонневиле – 383.724 км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring.
 1987 год -  выходит Savanna RX-7 в кузове кабриолет. В Мичигане начинается производство автомобилей на новом заводе – Mazda Motor Manufacturing Corporation (MMUC); открывается новый исследовательский центр в Йокогаме; выходит произведенная на заводе Mazda модель Ford Festiva (121). 
Mazda Ford Festiva 
 
1988 год -  США открываются Mazda Motor of America Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA) – для объединения всех связанных с Америкой операций. На американском рынке появляется модель MPV. Mazda разрабатывает новую технологию окрашивания – покрытие Hi-Reflex.
1989 год -  в Чикаго Mazda представила родстер MX-5 Miata. Благодаря удачному дизайну и невысокой цене эта модель завоевала огромную популярность в США и других странах. На автосалоне же в Токио была представлена другая модель – Autozam Carol. Mazda начала импортировать в Японию Citroen BX, а в следующем, 1990 году - Citroen AX. 
1990 год -  в Японии появились такие модели, как MPV, Eunos Cosmo, Autozam Revue (121). MX5 стала автомобилем года в Новой Зеландии, общее количество произведенных автомобилей достигло 25 миллионов ,открылось представительство в Германии. 
Mazda с её спорт-прототипом 787B была первой японской фирмой, покорившей Ле-Ман.

 
1991 год – в Японии выходит седан класса "люкс" Sentia (929); появляется новая модель – седан Cronos. 1992 год – продается 300-тысячный автомобиль MX-5 в мире; Mazda Motor Manufacturing Corporation в Мичигане, США, становится компанией AutoAlliance International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda и Ford; через канал продаж в Японии Eunos представлена новая модель – MX-6, а также начинает выпускаться модель AZ-1, двухместный микромобиль, и модель Eunos 500 (Xedos 6). В то же время бурно развивается экологическое направление деятельности компании: принимается "Глобальная экологическая хартия Mazda", разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. В Германии и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке и вторичному использованию пластмассовых бамперов. 

 1993 год - Mazda выходит на филиппинский рынок легковых автомобилей. С Ford заключается долгосрочное соглашение с целью улучшения конкурентоспособности автомобилей. В Японии появилась новая спортивная компактная модель – Mazda Lantis. 
1994 год -  открывается музей Mazda, разрабатывается грузовик, работающий на сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона E-класса. Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры Mazda, появляется новая модель – минивэн AZ Wagon, и Mazda первой среди японских автопроизводителей получает экологический сертификат ISO 9002. 
1995 год - общее количество выпущенных автомобилей модели Familia (323) в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве выпущенных автомобилей Mazda в 30 миллионов. Открывается представительство в Португалии. Mazda начинает тестирование водородных автомобилей на дорогах общего пользования; начинает продаваться новая модель – Bongo Friendee. 
1996 год -  процент доли Ford увеличился с 25% до 33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис, в Японии начала продаваться новая модель – Demio, и в том же году начались ее продажи за рубежом, и она к тому же стала автомобилем года в Японии. На европейском рынке начала продаваться модель 121, произведенная на заводах Ford. Mazda запустила систему “Mazda Digital Innovation (MDI)” – информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии производства автомобилей – от планирования до сборки. Mazda получила сертификат ISO 9001, снова первой среди японских автопроизводителей.
Mazda Demio

 
1997 год -  изменился логотип компании на нынешний; в компании вводится новая система поощрения персонала; возобновляется экспорт продукции на Тайвань; президентом компании становится Джеймс Миллер; разрабатывается модель Demio FCEV, работающая на топливных ячейках. 
1998 год - Mazda вступила в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных ячеек, открывает консультативный центр по трудоустройству женщин, усиливает свое присутствие на европейском рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным впрыском. 
 1999 год - модель MX-5 отметила свое 10-летие, было достигнуто соглашение с Mitsubishi – Mazda начала поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили. В производство были запущены новые модели – Tribute и Premacy. Помимо этого, был сделан такой шаг, как улучшение условий работы для женщин. Президент компании снова поменялся – им стал Марк Филдс.
2000 год -  ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной коммерции – был основан “e-Business Enabling Office” и предприняты шаги по улучшению взаимодействия с клиентами через Интернет. Mazda приняла участие в совместном с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil проекте испытания автомобилей на топливных ячейках. 
2001 год – на автосалоне в Токио демонстрируется новая Atenza и предварительная версия RX-8 с роторным двигателем Renesis; завод Ford в Валенсии, Испания, выбирается как европейская база для производства компактных автомобилей Mazda.Mazda расширяет сферы применения материалов из переработанных пластиковых бамперов. Многие модели Mazda в этом году получили дополнительные, "спортивные" модификации. 
Mazda RX-8.

 
 2002 год- компания открыла собственные ясли и выпустила новую модификацию модели MPV – Sports F, разработанную женщинами, приняла участие в праздновании 100-летнего юбилея изобретателя роторного двигателя – Ванкеля, вышла на автомобильный рынок Китая с моделью 323, разработала первую в мире технологию экологически благоприятного покрытия, развивала программу по подбору персонала. 
 MPV – Sports F

 
В настоящее время Мазда выпускает широкий диапазон автомобилей – от малолитражек до седанов класса люкс, развиваясь в секторе внедорожников и автомобилей повышенной вместимости. Основной упор в производстве делается на легковые автомобили малого и среднего класса, а также спортивные модели, что руководство Mazda считает более перспективным и эффективным для дальнейшего развития компании. В гамме спортивных моделей на смену всемирно известной модели RX-7 пришла RX-8. Mazda по праву может считаться мировым автопроизводителем – ее сборочные заводы в 21 стране позволяют ей экспортировать свои автомобили в 120 государств мира.
mazda 6

 
Mazda CX-7

 



Rambler's Top100